молодёжное движение

 

Храм-памятник иконы Божией Матери Неопалимая Купина

О Церкви

В 1790-м году Мария Васильевна Мальцова построила в деревне Дятьково хрустальный завод. Построила не на пустом месте: династии Мальцовых в Брянском уезде уже принадлежала стекольная фабрика, которую перевели сюда из подмосковной Можайской губернии после запрета Сената на производство стекла рядом со столицами.

Рабочие переехали со своими семьями, население росло, Дятьково превращалось в «столицу» брянской группы мальцовских заводов. Однако в начале XIX века Дятьково все еще оставалось деревней — то есть здесь не было собственного храма. А приходская церковь в соседнем селе Спасском уже не вмещала всех прихожан.

В 1810 году стараниями сына и наследника Марии Васильевны, владельца деревни Дятьково и Дятьковской хрустальной фабрики Ивана Акимовича Мальцова в деревне был возведен большой храм во имя Преображения Господня — каменный, с колокольней. Собор был выполнен в «греческом стиле», а внутренняя роспись — в итальянском.

Из упраздненного приходского храма в Спасском в новый собор были переданы реликвии — иконы, раки с мощами и древний серебряный крест с частицами святых мощей. После освящения нового собора деревня Дятьково получила гордый статус села — и молву о «восьмом чуде света», дятьковском хрустальном храме.

Поверить рассказам о хрустальном соборе было решительно невозможно, и люди потянулись в Дятьково, чтобы увидеть этакое чудо своими глазами. С роскошью убранства этой церкви не мог соперничать ни один храм в России.

«Село Дятьково пользуется европейской известностью по хрустальному в нем производству и по тому стремлению господина владельца ко всему изящному, которое высказывается здесь во всем. Но что особенно обращает на себя внимание нового посетителя села Дятьково — это храм Преображения Господня. Описание его заняло бы лучшие страницы в живописном художественом сборнике...», — так начинает свое подробное описание Преображенского собора благочинный села Дятьково, священник Стефан Красовский (издано в Санкт-Петербурге в 1862 году).

И продолжает: «….христолюбивый храмоздатель украсил новым иконостасом свой храм, яко невесту… Первое, что поражает чувство зрителя, во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы; тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей и цветных стекол искуснейшего мастерства, многоцветные подсвечники. Вообще все иконостасы искусной живописи; но иконостас, вновь устроенный в настоящей церкви, особенно поразителен.

Путешественники, проходящие богомольцы, купечество, дворяне, как бы по какому обету и зову, идут и едут в Дятьковскую церковь, и смотреть церковь, и слушать певчих. Содержание икон для жителей Дятькова, и вообще всего прихода, придумано самими храмоздателями. Иконы написаны в Академии художеств, на желтой плотной латуни, во весь рост. Все они, в позолоченных огромного размера рамах, украшенных резьбою рококо, представляют как бы некий великий божественный сад».

Далее священник упоминает, что церковь вплоть до 1862 года, года издания его трудов, продолжали украшать хрустальными деталями, «что говорит о неустанном и трепетном внимании к ней».

На протяжении XIX века дятьковский храм продолжали украшать не только изнутри. Он несколько раз перестраивался и расширялся. В 1838 году Иван Акимович и его сын, будущий гений российской промышленности Сергей Иванович Мальцов, решили увеличить вместимость храма, для чего начали строить два симметричных придела. В 1845 году купол храма и колокольню перестроили в итальянском стиле. В 1848 году было завершено десятилетнее строительство придельного храма во имя святителя Василия Великого. Этот придельный храм был выстроен из чугунных слитков и располагался над фамильным склепом Мальцовых, возле святого алтаря.

К 1855 году относятся сведения о последней перестройке храма, в ходе которой был установлен новый иконостас (именно о нем писал священник Красовский, сравнивая храм с невестой), а также из алтаря был устроен ход к фамильному склепу и в сам придельный храм.

В конце XIX века рассказ священника Красовского дополнило описание из 19-томного издания «Живописной России» М.Вольфа: «На главной улице села прекрасная каменная церковь, замечательная своим иконостасом из двух параллельных хрустальных стенок, заполненных в промежутках хрустальным боем (битым стеклом). При полном освещении церкви хрустальными паникадилами иконостас является как бы алмазным, сверкая радужной игрой бесчисленных граней, что производит эффект необычайный».


Дятьково. Дореволюционная фотография Преображенского собора

Хрустальный собор Мальцовых до наших дней не сохранился. Но в современном Дятькове у него есть два наследника: церковь Спаса Преображения и храм-памятник «Неопалимая купина» с единственным в мире хрустальным иконостасом.

Внешне ни один из современных храмов не напоминает погибший Преображенский собор Мальцовых. Однако представить, как выглядел главный дятьковский храм, можно не только по немногочисленным дореволюционным фотографиям. В поселке Ивот недалеко от Дятьково сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ее строительство началось в 1905 году на средства Мальцовых, но так и не было закончено из-за начавшейся Первой мировой войны). Облик Покровской церкви и ее колокольни — почти точная копия дятьковского собора.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Ивот
Фото: Антон Агарков / Strana.ru

История уничтожения и возрождения хрустального храма требует отдельного рассказа.

После революции Преображенский собор был закрыт не сразу. Первая волна антирелигиозной кампании 1918-1922 гг. его почти не затронула — не были вскрыты раки со святыми мощами, не были изъяты церковные ценности. Двери храма были открыты для верующих.

Антирелигиозная политика первых лет советской власти не увенчалась большим успехом: в 1921-1922 гг. даже началось частичное религиозное возрождение, особенно в городах. Малоизвестный факт: 16 августа 1923 года, опираясь на решения Хll съезда РКП(б), генеральный секретарь ЦК партии И. В. Сталин издал циркулярное письмо всем губкомам с требованием запретить закрытие церквей и аресты религиозного характера.

С 1923 по 1929 год политика советского государства по религиозному вопросу претерпела некоторое смягчение. В 1928 году даже были разработаны «научные критерии», позволявшие определить принадлежность «сооружения» к памятнику истории или архитектуры. Главным критерием стала дата постройки.

Сооружения, построенные до 1613 года, были объявлены неприкосновенными. В 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям. В 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады. Храмы, построенные после 1825 года, к памятникам не причислялись и государством не охранялись.

Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 года стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР. В соответствии с этим «научным» критерием и начался массовый снос храмов. В России до революции было 79 тысяч храмов. В последний год советской власти, 1991-й, их количество уменьшилось в 10 раз — до 7,5 тысяч.

В 1929-м начали «закручивать гайки». В начале года был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию.

Что удивительно — на официальном уровне ликвидация дятьковского Преображенского собора ни разу не обсуждалась. По дате постройки он подпадал под третью категорию, «сохранение фасада».

Жертвой антирелигиозной кампании должен был стать не сам собор, а его придельный храм, часовня-памятник из чугунных слитков над могилой Сергея Ивановича Мальцова.

Согласование вопроса о демонтаже, однако, заняло целый месяц — пришлось даже отправлять запрос в Народный комиссариат внутренних дел РСФСР. Только когда был получен ответ из столицы с идеологическим обоснованием для демонтажа («Мальцов — человек, эксплуатировавший население целого округа»), 28 февраля 1929 года Президиум Брянского Губиспокома разрешил ликвидировать часовню-памятник С.И.Мальцову и реализовать полученный от демонтажа чугун на дорожное строительство.

Но уже 4 марта 1929 года «антирелигиозно настроенные» граждане, комсомольцы и милиционеры начали уничтожение самого Преображенского храма. Подобное происходило по всей России — даже без «указания свыше» граждане новой страны с фанатичным рвением уничтожали святыни. Об этом сейчас предпочитают не вспоминать, сваливая все на большую «советскую власть», но именно обычные люди, бывшие верующие, своими руками оскверняли и разрушали святыни почище иноземных захватчиков — так происходило и в Суздале, и в Бородино, и в Дятьково...

В Преображенском соборе эти «обычные люди» разрушили хрустальный иконостас и престол, сожгли иконы. Жалобы прихожан М. И. Калинину и прокурору республики Н. В. Крыленко с просьбами наказать виновных в надругательстве и самоуправстве (напомним, что ни в одном из постановлений руководящих органов ничего не говорилось о ликвидации самого Преображенского храма) остались без внимания.

13 июня 1929 года Брянский Губисполком издал Постановление о закрытии Преображенской церкви в Дятькове и дальнейшем использовании церковного здания под клуб. Окончательное закрытие храма состоялось 21 октября 1929 года.

Но Преображенский собор так и не стал учреждением культпросвета. По воспоминаниям очевидцев, его продолжали разрушать, и этот процесс занял много месяцев. Груды осколков некогда роскошного хрустального убранства на конных подводах вывозили на свалку. Судьба церковных реликвий и икон неизвестна, хотя после закрытия храма все его (сохранившееся) имущество было передано Дятьковскому горсовету. До недавних пор единственной уцелевшей хрустальной деталью был подсвечник из трехслойного стекла, выполненный в 1838 году. Сейчас его можно увидеть в Музее дятьковского хрусталя.
 
   
   
 
Hosted by uCoz